Главная
Выставки
Тексты
Ссылки
Контакты
eng
новости:
20.07.2023
Аукционный дом Егоровых, Аукцион 106, Живопись-Графика
25.04.2023
Аукционный дом Егоровых, Аукцион №100 - Живопись и графика
архив...
художники:
Алексеев Георгий
(1881-1951)

Георгий Алексеев - один из тех, кто стоял у истоков советского искусства. Пройдя сложный жизненный путь от чернорабочего до большого мастера живописи и скульптуры, современник и ученик И.Е. Репина, В.А. Серова, Н.А.  Касаткина, он внес своим творчеством большой вклад в изобразительное искусство первых лет революции. Имя художника Г.Д. Алексеева было известно еще в дореволюционной России. Его произведения, посвященные жизни трудового народа, привлекали внимание на конкурсах и выставках. Георгий Алексеев становится певцом революционной борьбы русских пролетариев, активно участвует в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. В 1918 году над входом здания нынешнего Центрального музея В.И. Ленина был установлен рельеф Г. Алексеева, в котором художник запечатлел идею союза рабочего класса с крестьянством. По свидетельству историков искусства, рельеф принадлежал к лучшим произведениям, установленным в столице в первые годы после Октября. Ведущее место в творчестве Г.Д. Алексеева занимает работа над образом Карла Маркса.  Еще в период первой русской революции художник начал работать над его скульптурным портретом. Эта работа была закончена в 1907 году. В 1919 - 1920 гг. бюст Маркса работы Алексеева был установлен как памятник во многих городах страны, а в Звенигороде, Подольске, Балашихе и Ногинске он сохранился до наших дней. Алексеев был одним из первых художников, кому удалось в ноябре 1918 года сделать зарисовки В.И. Ленина с натуры в его рабочем кабинете в Кремле. Во время беседы с Лениным художнику удалось сделать 17 зарисовок с натуры, отдельные из них вполне могут считаться законченными портретами. Вскоре после встречи с Лениным Г.Алексеев закончил работу над бюстом Владимира Ильича, который был установлен в 1919-20 гг. во многих городах страны. Г.Д. Алексеев родился в 1881 году в деревне Венюково близ города Лопасни в семье рабочего-гравера. Еще в 1895 году, работая подручным в граверной мастерской на Рябовской мануфактуре в Москве, Г.Д. Алексеев начинает писать картины и портреты. С 1901 года он студент Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Учась на живописном отделении, Алексеев одновременно участвует во многих художественных выставках, на которых неоднократно получает премии за свои произведения. К числу известных уже тогда работ можно отнести картины "На стройке", "Глава Олоферна", "Осенний мотив", ряд портретов и этюдов. Успех молодому художнику принесла картина "Горелки" (1902 год), образно воссоздающая сценку из жизни русской деревни. За эту работу автору была присуждена большая серебряная медаль и предоставлено право поездки в Западную Европу. Будучи студентом, Г.Д. Алексеев одновременно сотрудничает с типографией Сытина, иллюстрируя большое количество книг и журналов. Тогда же художник делает пробные шаги в скульптуре. Он создает скульптурную композицию "Самсон, разрывающий пасть льва", выполненную в традиции классической школы, а также ряд скульптурных портретов. В 1907 году после окончания живописного отделения Г. Алексеев поступает на скульптурное отделение того же училища живописи, ваяния и зодчества. Незадолго до окончания скульптурного отделения, Г. Алексеев выполняет композицию надгробного памятника инженеру Лебедеву, установленного в 1913 году на кладбище Андрониевского монастыря. Во время Февральской  революции 1917 года Г.Д. Алексеев создает серию рисунков на тексты песен "Варшавянка", "Вы жертвою пали в борьбе роковой", призывающих народ к борьбе. Новый большой подъем в творчестве художника начался сразу же после Октябрьской  революции, участником которой он был. В ответ на ленинский декрет о монументальной пропаганде от 12 апреля 1918 года художник создает портреты вождей мирового пролетариата, а также рельефные композиции, установленные на домах Москвы. К ним можно отнести мемориальную доску "Слава угнетенным, лишенным солнца, дарующим свет и тепло", выполненную в 1918 году на здании типографии "Красный пролетарий", а также горельеф "Союз рабочих и крестьян". К двадцатым годам можно отнести такие монументальные произведения скульптора, как "Металлист" и "Текстильщица" (1922 год), которые были установлены перед зданием Дворца труда ВЦСПС. Тогда же Алексеев создает новые варианты скульптурных портретов Маркса и Энгельса, хранящиеся в Государственном музее Революции СССР. Сотрудничая в Окнах РОСТА с В. Маяковским и М. Черемныхом в 1922-23 годах, а также в более поздний период, Г. Алексеев исполняет сотни призывных плакатов. Многие помнят такие плакаты как "Ультиматум" (ответ Керзону), "Будь начеку", "Ты знаешь заветы Ильича?", "На бешеное вооружение капиталистов ответим сплочением рядов вокруг партии Ленина" и другие. Ряд произведений Г. Алексеев посвятил оборонной тематике. К таким работам можно отнести живописное полотно "К фронту" (1922 год), скульптурное произведение "На страже" (1923 год), модель композиции "К. Ворошилов на коне", барельеф "Перекоп" (1927 год), экспонировавшийся на выставке к десятилетию РККА. Значок - эмблема Осоавиахима, выполненный Г. Алексеевым, украшает и поныне старые Москвы, Ленинграда и других городов страны. Алексеев был одним из первых членов ряда художественных организаций и объединений: ОХРа, АХРР, а затем МОССХа. Из работ позднего периода следует отметить барельеф В. Ленина, скульптурный и живописный портреты Н. Крупской, с которой художник был лично знаком с момента посещения Ленина в Кремле в 1918 году. В последние годы жизни художник преподавал в промышленно-художественном училище имени М.И. Калинина. Именем Г.Д. Алексеева названа улица в городе Чехове (бывшая Лопасня).  

Дмитрий Зорев

© 2008 - 2024