Главная
Выставки
Тексты
Ссылки
Контакты
eng
новости:
20.07.2023
Аукционный дом Егоровых, Аукцион 106, Живопись-Графика
25.04.2023
Аукционный дом Егоровых, Аукцион №100 - Живопись и графика
архив...
художники:
Пузыревский Павел
(1860-1922)

Пузыревский Павел Ильич - русский художник и педагог. Родился в Петербурге, юность провел в Киеве, где окончил школу живописи Мурашко. Затем учился в Петербургской Академии художеств у М.П. Клодта и П.П. Чистякова, воспитавших целую плеяду замечательных русских художников. За время обучения получил серебряные медали: в 1881 году — малую серебряную медаль за работы по пейзажу; в 1884 году — большую серебряную медаль за пейзажный рисунок карандашом; в 1886 году — вторую серебряную медалью за пейзаж «Лес вечером»; в 1888 году — первую серебряную медалью за пейзаж, написанный масляными красками и восемь этюдов. После окончания Академии в 1891 году Пузыревский переехал в Симбирск, с которым была связана вся его дальнейшая творческая жизнь. Через Пузыревского Симбирск включился в орбиту распространения академических художественных традиций; в своей деятельности художник реализовывал многие идеи, которые воспринял от своих петербургских учителей. Уже в начале пребывания в Симбирске Пузыревский проявил себя как художник универсального плана. Непосредственно по приезду он еще в 1894 году участвует в первой выставке симбирских художников, в 1895 году предпринимает первые шаги по организации художественной студии, с 1896 года становится одним из инициаторов создания проекта Общества изящных искусств. Значительное внимание Пузыревский уделял и такому художественно-просветительскому направлению, как организация популярных лекций: известно, что он читал публичные лекции по истории искусства. Сумев в короткий срок завоевать огромный авторитет в художественных кругах Симбирска, Пузыревский сплотил вокруг себя значительное число художников и любителей искусства, координировал все происходящее в художественной жизни города. В 1911 году Пузыревский был участником II съезда русских художников и любителей искусства, на котором поднимались вопросы, связанные с художественной жизнью российской провинции, в том числе становления музейного дела, художественного образования, устройство периодических выставок картин. Творческое лицо Пузыревского определялось, прежде всего, увлеченной работой над пейзажем. Десятки сохранившихся карандашных рисунков, набросков, этюдов Пузыревского приоткрывают творческую «лабораторию» художника и подтверждают, что в основном он работал с натуры. И в законченных произведениях, и во многих этюдах художник часто рисует выразительные фигуры людей, и при этом достигает идиллического единения человека и природы. Важнейшим направлением творческой деятельности Пузыревского была целенаправленная работа по воспитанию художественной культуры и популяризации изобразительного искусства. Показательно, что в 1912 году он начал производство художественных открыток. Каждую открытку художник рисовал от руки, используя акварель, белила, цветные карандаши, а затем, увеличивая «тираж», копировал композицию. Безусловно, самое большое воздействие на Пузыревского оказал опыт импрессионистов. Оставаясь верным традициям реалистического русского искусства, художник в своем творчестве отражает своеобразие симбирской природы, в которой главной была река Волга. Камерные пейзажи Пузыревского сохраняют живописно-пластическую тонкость мотивов, напевность романтического строя, которые в соединении с мягкой интимностью содержания и живописной свободой объясняют исключительный успех Пузыревского-живописца и педагога. В своей педагогической практике Пузыревский руководствовался методами, которые ранее сформировались под влиянием петербургских академических традиций и оставались для него незыблемыми. Художник привнес передовые педагогические и эстетические идеи в развитие художественного образования в Симбирске. Следуя основным принципам педагогической системы Чистякова, Пузыревский воспитывал в своих учениках «чистяковское» восприятие натуры, ее глубокое изучение, особое отношение к рисунку. Личность Пузыревского-педагога в той или иной степени повлияла на становление в Симбирске своеобразной художественной школы. Среди его учеников выделяется талантливый художник Д.И. Архангельский — первый учитель A.A. Пластова.
© 2008 - 2024