|
Клуцис Густав
(1895-1938?)
КЛУЦИС ГУСТАВ ГУСТАВОВИЧ (1895, БЛИЗ Г. ВАЛМИЕРА – 1938?).
График. Учился в Рижской городской художественной школе (1913 – 1915) у В.Е. Пурвита, Рисовальной школе ОПХ в Петрограде (1915 – 1918) у Н.К. Рериха, СХМ – ВХУТЕМАСе в Москве (1919 -1921) у К.А. Коровина, К.С. Малевича. Участник выставок с 1918 года. Один из создателей искусства советского политического фотомонтажа и художественного конструирования. Преподавал в Художественной студии при клубе им. Я.М. Свердлова в Кремле (1921 – 1923), во ВХУТЕМАСе в Москве (1924 – 1930). Произведения хранятся в ГТГ, ГРМ, национальном центре искусств и культуры им. Ж. Помпиду.
Альтернативная биография:
Густав Клуцис, конструктивист, дизайнер и теоретик фотомонтажа, родился в Латвии в 1895 году. После художественной школы был призван в армию, и в 1917-м вступил добровольцем в команду пулеметчиков 9-го стрелкового латышского полка. Участник обеих революций. Состоял в охране Ленина в Смольном.
В 1918 году вместе с Советским правительством Клуцис переезжает в Москву, служит в охране Кремля. Учится в Студии живописи и рисования Ильи Машкова, принимает участие в выставке художников-живописцев 9-го стрелкового латышского полка в Вознесенском монастыре в Кремле. Занимается в мастерских Коровина, Малевича и Певзнера. В том же году он делает первую работу с элементами фотомонтажа. Это эскиз панно «Штурм. Латышские стрелки», сочетающий традиции кубизма и полосы разрезанных фотографий. Но «началом фотомонтажа в СССР» Клуцис называет работу «Динамический город» (1919). В этом проекте города будущего совмещаются футуризм, супрематизм и фотография как «элемент фактуры».В 1921-м Клуцис заканчивает ВХУТЕМАС. После обучения разрабатывает проект подготовки художников-агитаторов, «вооруженных до зубов всеми достижениями науки и техники». До 1930 года преподает в ВХУТЕМАСе цветовую дисциплину. Как художник-производственник Клуцис переходит от формалистических экспериментов к агитационно-массовому искусству и делает для IV конгресса Коминтерна проекты агитационных установок, трибун и радиоораторов.С середины 20-х он много работает в печати и становится одним из ведущих мастеров политического плаката. Ведущей темой Клуциса становится индустриализация. Впервые он использует фотомонтаж в монументальной пропаганде в 1932-м в оформлении площади Свердлова к 1 Мая на тему «Днепрогэс — величайшее достижение социалистической индустриализации».
В середине 1930-х Клуцис порывает с авангардом, пишет пейзажи и портреты рабочих-стахановцев. В 1938 году расстрелян как член вооруженной латышской террористической организации.
|