Главная
Выставки
Тексты
Ссылки
Контакты
eng
новости:
10.12.2018
АУКЦИОННЫЙ ДОМ ЕГОРОВЫХ 18 декабря 2018 г. представляет предновогодний аукцион "Предметы искусства и книги"
08.12.2018
Аукционный дом "Три Века", Аукцион № 67 «Живопись и графика XIX-XX веков»
архив...
художники:
Калинычева Клара
( 1933-1999 )
Засл. художник РФ

Клара Ивановна Калинычева родилась в Москве 30 августа 1933 года. С 1948 по 1952 обучалась в Московском художественно-графическом педагогическом училище. С 1953 по 1960 г. продолжала образование в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. Её педагогами были: М.А. Алексич, Е.А. Кибрик, М.В. Маторин, Ю.П. Рейнер, П.И. Суворов. Дипломная работа - серия цветных литографий "Зоопарк". С 1954 года начинает активно выставляться. В дальнейшем - участница групповых, московских, всероссийских, всесоюзных и международных выставок. В 1957 году сотрудничает с рядом издательств. В этом же году выходит замуж за известного и значимого в будущем художника В.Е. Попкова. С 1962 года является членом СХ СССР. В период с 1973-1987 г. - член графической секции СХ РСФСР. В 1974 г. трагически погибает В.Е. Попков. В 1979 г. Клара Ивановна повторно входит замуж за художника А.И. Зыкова. 1999 г. присвоено звание Заслуженного Художника Российской Федерации.

 

"Клара Калинычева. Поэзия Будней", Р. Незлобина, 1976 г.

"Акварель. Рисунок. Эстамп. Станковая графика Москвы 1960-1970-е г.", Е.С. Калинин, Советский художник, 1987

"Жаворонок", А. Зыков, Москва, 2003

Калинычева К. И. на "Совкоме" -

 http://sovcom.ru/index.php?category=painters&painterstype=painter&painter=1065

Живое рисование

Последнее произведение Анатолия Зыкова - альбом графики Клары Калинычевой

Евграф КОНЧИН

В начале июля народный художник России, действительный член Российской Академии художеств Анатолий Иванович Зыков открыл в Культурном центре Украины на Старом Арбате свою персональную выставку "Под одной звездою", посвященную 200-летию Николая Гоголя (см. газету "Культура" № 26).

Событие радостное, торжественное. Мы встретились за несколько часов до вернисажа, в залах еще никого не было. Я поздравил художника, знаю его давно, люблю его искусство, оно мне внутренне близко.

- Сегодняшний день действительно для меня светлый, долгожданный. Нет, нет, я говорю не о выставке, - сказал Анатолий Иванович. - Я выполнил важное дело своей жизни - выпустил книгу о замечательной художнице, покойной моей жене, Кларе Ивановне Калинычевой, выполнил свой долг перед ней и нашим искусством. Вот книга "Клара Калинычева рисует, пишет, гравирует, иллюстрирует". Книга только о ее графике. Приурочил к юбилею Клары - 30 августа ей бы исполнилось 75 лет...

Но через несколько дней после нашего разговора произошло неожиданное, страшное, трагическое - второй инфаркт Анатолия Ивановича Зыкова. Его не стало. И в том же номере, где был напечатан мой отзыв о его выставке, был опубликован некролог, присланный Академией художеств. Злой рок оборвал жизнь Зыкова в дни счастливого осознания выполненного долга перед памятью любимой жены, перед ярким талантом которой он преклонялся. Анатолий Иванович не только собрал рисунки, акварели, литографии, иллюстрации в прекрасную, великолепно изданную цельную книгу, но и написал к ней предуведомляющий текст, отмеченный незаурядным литературным даром. Он написан просто, легко, образно - нежно и ласково. Чего стоит один пассаж: "Сущность рисования Калинычевой можно назвать работой в состоянии готовности номер один. Пианист, играющий ежедневные гаммы, тоже ведь добивается готовности номер один..."? Явление редкое, когда большой художник пишет о большом художнике - своей жене, вкладывая в слова и свою любовь к ней как к женщине и восхищение ее удивительным искусством. Да еще зная, что предыдущим мужем тоже был художник, к тому же именитый - Виктор Попков, один из основателей "сурового стиля".

Иллюстрация к книге Б. Житкова "Как мы ездили в зоосад". 1978 - 1979гг.
Иллюстрация к книге Б. Житкова "Как мы ездили в зоосад". 1978 - 1979гг.

Клара родилась 30 августа в 1933 году в Москве. Первые рисунки делала в годы войны в письмах, которые посылала отцу в Сибирь: его, Яноша - Ивана Тоута выслали туда как венгра, солдата Австро-Венгерской империи, героя Первой мировой. Забрали прямо из окопов, где он, боец народного ополчения, оборонял в 41-м Москву от фашистского наступления. До того он участвовал в Гражданской войне на стороне большевиков. И дочку назвал в честь Клары Цеткин. Не помогло...

В 1960 году Калинычева окончила Московский художественный институт имени В.И.Сурикова, графический факультет. За диплом - серию цветных литографий "Зоопарк" - получила "отлично". Эти листы пользовались большим успехом, побывали на многих выставках, постоянно репродуцировались.

Дипломная работа в конце 1970-x - начале 1980-x годов помогла Кларе Ивановне с блеском, артистично исполнить иллюстрации к книгам "Как мы ездили в зоосад" Бориса Житкова и "Усатый полосатый" Самуила Маршака - одни из лучших в ее творчестве. Судя по их переизданиям, популярностью они пользовались у детей огромной. "Мы выросли на книгах с иллюстрациями Клары Калинычевой", - писали посетители ее посмертных выставок в Москве, Липецке, Рязани.

Мы же, взрослые люди, поражаемся, с какой характерной верностью исполнены эти львы, медведи, страусы, обезьянки, тюлени, птички и животные, а ведь они никак не "позировали" художнице, напротив, ежеминутно меняли позы, положения, выражение мордочек. Все же Клара Ивановна сумела из многих десятков набросков и зарисовок найти самый точный, самый оптимальный, самый "портретный".

Тщательность натурного наблюдения, длительный поиск нужного решения как в живописи, так и в графике, острота и точность карандаша или кисти присущи большим, станковым, многофигурным и многопредметным композициям. Особенно многоплановым видам городов и их обитателей. И с каким изяществом исполнены филигранные миниатюры - как бы случайно подсмотренные детская фигурка, гусь в лукошке, дерево или простыни на веревке.

Подлинным волшебством является рождение из многих фигур, лиц, предметов широкого, многозначного образа. Когда эти просто прохожие и просто деревенская улица или катание детей на санках, игра в снежки превращаются не просто в сюжет, а в произведение высокого искусства. Такие рисованные или живописные "жемчужины" расписаны на каждой странице книги.

Клара Калинычева была поразительно работоспособна. Она сделала множество отдельных станковых листов. Любила делать серии, в которые подчас включала по несколько десятков разнообразных сюжетов. Эти серии показывают, насколько тематически широким был творческий кругозор художницы. "Крым", "Ангарская ГЭС", "Поездка в Италию", "В доме Кардовского", "Зима в Переславле", "Северное лето", "Совхоз Курсаково", "Боровск", "Камчатский март" (Камчатке Клара Ивановна посвятила около 40 рисунков, акварелей и литографий), "Деревня", "Кенозеро", "Михайловское - Пушкиногорье".

Более сотни листов в разных графических техниках художница отдала Подмосковью. Здесь и виды небольших городов и деревень, и пейзажи, и очаровательные, ею особенно любимые детские игры и забавы, и торжественно-праздничные дни 9 Мая, и подлинный Реквием - серия "По всей России обелиски. Волоколамское шоссе".

В последние годы Клара Ивановна занималась иллюстрацией книг. Достоевский, Киплинг, Маршак... Много работает для издательства "Малыш".

Кларе Калинычевой несколько раз предлагали устроить персональную выставку. Она отказывалась: "Не готова, еще не готова..."

Клары Калинычевой не стало в ночь на 1 сентября 1999 года. На следующий год Анатолий Зыков устроил первую персональную выставку ее живописных и графических работ, потом - несколько других.

И в ходе подготовки этих выставок неожиданно обнаружил множество никогда ранее не публиковавшихся, никогда прежде нигде не показанных рисунков, акварелей, литографий, находящихся в папках в мастерской Клары Калинычевой, в ее альбомах, в письменном столе, на полках, в шкафах, подчас исполненных на небольших листах, листиках, листочках. Затем спрятанных в папку и забытых.

- Сколько Клара Ивановна рисовала! И как рисовала! Все это неисчислимое творческое богатство она держала под спудом! - восклицал Анатолий Иванович.

Эти листы и листочки были в большинстве своем не просто подготовительными материалами к картине или станковому графическому произведению, иллюстрациями к книгам - они были самостоятельны и самодостаточны. Обычно эти материалы называют "творческой кухней", но посмотрите книгу с этими "кухонными" рисунками - и перед нами возникает храм искусства, даже в самых мимолетных, как бы случайных "почеркушках". И в этом Храме властвует Чародей - художница Клара Ивановна Калинычева.

Несколько лет Анатолий Иванович собирал это несметное богатство, готовил книгу, которая явила бы всем нам в лучших образцах графического искусства образ Клары Калинычевой.

Книгу - сердечный свой долг перед памятью любимой жены и замечательной художницы. Этот свой долг он исполнил. Может быть, ценою своей жизни.

Обратите внимание: книга издана не в Москве, а в провинции - в городе Ульяновске. Издана прекрасно. Не уступает лучшим столичным изданиям.

Зыков А. "Клара Калинычева рисует, пишет, гравирует, иллюстрирует". Ульяновск: "Корпорация технологий продвижения," 2008.

 

© 2008 - 2018